Обучение тесно перепелетается с научением, нуждается в управлении и является частью воспитания.

Когда в обучении происходит передача культурного наследия от одного поколения к другому либо подготовка специалистов, это уже — образование.

Научение и обучение

Научение происходит само, обучение производят — и, как правило, сознательно. Многие процессы, такие как выработка привычки, игра, дрессировка, запоминание, подражание, метод проб и ошибок (инструментальное научение), инсайт, последовательное научение (формирование сложных двигательных и речевых навыков), реакций сенсорного различения и т. д., — когда-то происходят как естественное научение, а когда-то — как специальное обучение, с задачей научить или научиться. См.→

Сравнительные плюсы и минусы обучения

Неосознанно обучение происходить практически не может. Влияние обучающего может быть незаметно для обучаемого — но в конечном итоге оно задействует именно умственную составляющую. Ум часто выполняет фильтрующую функцию — чего учить нужно, а чего не нужно. И этот фильтр обучению может мешать.