Фильм «Университет практической психологии»

Послушайте разные интонации одного и то же текста!
скачать видео

Недавно сделал красивое открытие: удалось четко описать, на какие интонации родителей дети отзываются и слушаются, а на какие — не реагируют, пропускают мимо ушей. Точнее, первая часть открытия в том, что дело оказалось именно в интонации родительского обращения, а ни в чем-то другом. А вторая часть открытия в том, что эти эффективные интонации можно достаточно четко описать и на основе этого описания — освоить, выучить.

То есть, если сказать правильные слова с правильной интонацией (которую я расскажу), дети сделают что их просят. А если те же самые правильные слова при тех же отношениях вы скажете с другой интонацией, более привычной среди мам — дети скривят мордочки и ничего делать не будут. Оказалось все достаточно просто, и если вы до сих пор этого не умели, за несколько дней эти эффективные интонации вы сможете освоить. И дети вас начнут слушаться.

Ура! Вау! Праздник!

Понятно, что тут мы не говорим о критических ситуациях, когда отношения детей и родителей полностью разрушены и дети в осознанном протесте. Речь идет о нормальных ситуациях в нормальных семьях, когда дети, если к ним обратиться эффективно — сделают что их попросили, а если попросите невнимательно или неправильно — не сделают. Так бывает часто: пап обычно дети слушаются, а маму любят, но — не слушаются.

Я проводил вебинар со своими студентами в Университете практической психологии, от одной студентки, мамы одиннадцатилетнего сына, прозвучал запрос: что делать с сыном, если у него часто при выполнении домашних заданий «опускаются руки», он теряет веру в себя и говорит, что с этими задачами не справится. При этом он парень толковый, учится в физмат школе и учится хорошо, но перед трудными задачками вот так нередко пасует. Что делать? Я, как один из вариантов, предложил проследить за его форматом: обратить внимание на форму его поведения. Мой опыт подсказывает, если ребенок поправит несчастное лицо на лицо нормальное, расправит опущенные плечи и текст несчастной жертвы заменит на «Я справлюсь! Я умный, у меня получится! Со мною мои родители, мы вместе справимся с любыми трудностями!», то ситуация может решиться. Я показал, как бы это сказал сыну я, после этого моя студентка, Надежда, повторила мои слова практически дословно. Она сказала всё разумно и всё хорошо, но я, как только ее услышал, понял сразу — на ее слова, на так произнесенные ею слова дети не отреагируют, слушаться не будут. После вебинара пару раз прослушал запись и разницу понял.

Даю послушать эту запись вам (в начале статьи справа — видео фрагмент из этого вебинара).

Разницу услышали? Да, и насколько согласитесь, что интонации Надежды звучат менее требовательно? А если так, то в чем же эта разница? В чем же секрет эффективных интонаций?

Самый простой ответ: эффективные фразы имеют интонационное завершение ВНИЗ. Такие интонации воспринимаются как ТВЕРДЫЕ и чаще считаются мужским стилем.

А фразы, которые имеют завершение ВВЕРХ — звучат мягко, по-женски. Они создают ощущение уюта, они дают собеседнику ощущение понимания и соучастия, они помогают поддерживать разговор — но с точки зрения дисциплины они не эффективны. Когда нужно именно организовать ребенка, ими лучше не пользоваться. Их можно включать в разговор, если нужно привлечь внимание (да? вот тут как раз восходящая интонация), но если нужно добиться, чтобы ваше распоряжение было выполнено, нужно пользоваться нисходящей интонацией.

Другая моя студентка, Елена Носкова, к этому главному секрету добавила еще важные дополнительные детали. А именно:

  • это фразы короткие, «рубленные»
  • между каждой смысловой фразой — пауза
  • ударение в каждой смысловой фразе идет на «ключевое» слово
  • акцент на звонких согласных (б, р, ж, в, з, г, д, м, н, в)
  • слова проговариваются четко и твердо, убираем «растягивание» гласных. «Певучесть» гласных звуков — характерная черта для мягких интонаций…
  • Итак, когда мы хотим кого-то приветить и согреть, мы будем говорить более певуче и использовать интонационное завершение вверх, да? А когда нужно навести порядок, теперь мы знаем, как мы будем действовать по-другому. Будем!