Это двухмерный мир: есть строго хорошие качества, люди, поступки, есть строго плохие. Честность, смелость, порядочность — закладываются на этом этапе: врать — всегда плохо, говорить правду — всегда хорошо. Ребенок говорит правду — и в этом проявляется его личность. Поступает смело — личность. Струсил, бросил в беде друга, наврал маме, побоялся признать свои ошибки — как личность себя не проявил. Спрашивают — за мотивы и за процесс: поступает честно.

Мудрый человек знает — у каждого правда своя, и действовать нужно в ситуации, когда сложно предугадать, как слово наше отзовется…

Многогранный мир: мир полутонов. Четкого разделения правда-неправда, хорошо-плохо нет: у каждого своя правда. Здесь уже важно видеть на несколько шагов вперед: правда не почему — а зачем? А что будет в результате? А что получат люди и мир от той или иной правды?

Развитие начинается с двухмерного мира, но людей, у которых нет понимания что хорошо, что плохо нельзя допускать в многомерный мир так же, как и людей, который пользуются категориями: всегда хорошо и всегда плохо.

Изначально — это двухмерные, двух-полюсные критерии: всегда хорошо — всегда плохо.

Потом — это критерии уже многомерные: хорошо — тогда и тогда, плохо — тогда и тогда.

Для ребенка нормально всегда говорить правду и поступать честно — о нем тогда скажут: личность.

Для взрослого — если он лезет со своей правдой тупым тараном и рушит то, что построено другими — уже спорно, о нем скажут: романтик, идеалист. Хотя с точки зрения ребенка он поступает правильно.

И тогда личность проходит в своем развитии два этапа: этап двухмерного мира: где расставляются основные ориентиры (кстати их сколько? Думаю пока, что к ним можно отнести: Смелость, Честность, Трудолюбие, Доброта). На основе этих трех — в многомерном мире уже формируется Ответственность, Забота, Ум.

Тогда возможны ситуации:

  • идеальная: когда в детстве были ориентиры двухмерные, заданные окружающими, а с возрастом начинала работать голова и двухмерные идеалы совершенствовались и становились хорошим компасом многомерного мира.
  • другая: если в детстве основные ориентиры не были выставлены, а в многомерном человек услышал, что все относительно. Ценности сбиты, от человека ждать порядочности в многомерном мире трудно — нужно развивать. Наверное признаком таких людей являются фразы типа «Курение — норма», «Все относительно». Относительность этот человек усвоил, а ценности — нет.
  • третья: Если ориентиры были и были воспитаны, но когда пора включать голову — человек ее не включил и по-прежнему живет по старым и простым ориентирам — это другой типаж. И этому человеку то ли лень, то ли страшно разбираться — мир простой и понятный: это правда — это не правда. Ценности усвоил, а как ими пользоваться — не научился.